Семейное образование — это возможность быть самим собой –
Главная » Обучение » Семейное образование » Семейное образование — это возможность быть самим собой

Семейное образование — это возможность быть самим собой

Я — психолог, арт-терапевт и многодетная мама-хоумскулер. Трое моих детей никогда не ходили ни в школу, ни в детский сад. Раньше они даже не понимали, что означает вопрос «Ты в садик ходишь?» и отвечали на него: «Нет, мы ходим в парк или на площадку». Отчасти это связано с тем, что многие наши друзья тоже учатся дома, и дети воспринимают как норму именно такой образ жизни. Мы, родители, тоже на самом деле уже воспринимаем наш уклад как должное, хотя сами в детстве ходили в школу, как и все остальные.

Но теперь семейное образование (англ. homeschooling) даёт нам такое количество возможностей, что мы даже представить себе не можем, что бывает по-другому.

Прежде всего расскажу немного о том, как устроена наша повседневная жизнь. Я просыпаюсь утром около восьми. Дети все уже встали и увлечённо играют во что-то воинственно-романтическое. «Мааам, можно мы сегодня в девять начнём заниматься, а то очень классная игра?». Можно. У меня целый час на приготовление завтрака и утренний кофе с книжкой. А дальше начнётся интересная петрушка, например такая: пока старший играет на скрипке свои два часа, девочки успеют позаниматься математикой, русским или английским, да ещё и почитать в своё удовольствие. Когда сын освободится, он по очереди погуляет с каждой из сестёр, а они, соответственно, поиграют на скрипке. Вторая половина дня обычно состоит из прогулок и секций: любимое дзюдо у одного и балет у остальных.

У нас принято, что дети сами решают, чем мы будем заниматься с утра в те дни, когда нет музыкалки, они определяют время начала занятий и объём работы на каждый день. И они же отвечают за то, чтобы успеть и поиграть, и почитать, и погулять, и продвинуться в музыке и науках.

Потому что…

  • наши дети одинаково любят играть, читать и решать задачки — они ведь не знают, что это может быть скучно.
  • с самого начала, пока они были ещё в дошкольном возрасте, я постепенно делегировала им всё больше и больше отвественности, задавая вопросы: «С чего мы сегодня начнём? сколько раз будем играть каждую пьесу?».
  • мы рисовали раньше планы-пиктограммы на каждый день, а теперь пишем списки (собственно, дети пишут, а я просматриваю).
  • детям важна эта система взаимного доверия, и они растут на ней не только в «учебном», но и в личностном смысле.

Семейное образование — это не столько выбор формы получения образования, сколько выбор образа жизни. И, наверное, ещё вопрос приоритетов.

Допустим, лично мне всегда было важно, чтобы дети всегда имели возможность играть, творить и трудиться, и чтобы они учились сами регулировать свою деятельность. Привычка к труду в сочетании с возможностью получать радость от того, что узнаёшь новое, возможность удивляться и создавать новые формы в игре, творчестве и учёбе, здоровые отношения со временем — всё это присутствует в жизни нашей семьи благодаря семейному образованию.

Мы с изумлением смотрим на популярные публикации в Фейсбуке типа «Как привить ребёнку любовь к чтению/математике/изучению языков». Ведь наши дети осаждают нас просьбами дать им сложные примеры, задачки, сказать, что ещё можно почитать (или выделить побольше времени на чтение), или умоляют разрешить учить им ещё один язык. По мере взросления детей тайм-менеджмент становится всё более сложным делом. Но время на то, чтобы поиграть, погулять, почитать, подвигаться, порисовать мы находим всегда, как и на серьёзные занятия музыкой. И дело не только в том, чтобы всё успеть.

Дело в том, что для гармоничного, радостного, экологичного (то есть не наносящего вреда) развития ребёнку нужен определённый ритм жизни, ритм, в котором чередуются спонтанность и произвольность, отдых и работа, напряжение и расслабление.

Наверное, каждая семья создаёт и подбирает такой ритм, и он индивидуален в каждом случае, но мне кажется, что при прочих равных условиях, семьям, практикующим семейное образование, сделать это намного легче.

Именно в этих словах и содержится ответ на вопрос, почему мы выбираем семейное образование — потому что многое намного легче сделать. Легче принять своего ребёнка, не оценивать и не сравнивать его. Легче просыпаться утром и засыпать вечером. Легче видеть потребности своего ребёнка и находить пути их удовлетворения. Легче радоваться и удивляться каждый день. Легче, наконец, учиться у своего ребёнка тому, что у него получается лучше.

Я многому научилась у своих троих детей благодаря нашему образу жизни, и самое главное, тому, как это прекрасно и радостно учиться, узнавать новое, работать над собой, сколько бы лет тебе ни исполнилось. Мы, родители, тоже учимся и вкладываемся в своё саморазвитие и самовоспитание. Мы начинали делать это потому, что были убеждены, что без нашего примера дети не проникнутся ценностью образования, но теперь мы так же увлеклись, как и они.

Семейное образование — это наше общее дело, это школа, или университет, в котором учатся все, это поле, в котором мы трудимся сообща.

Мне очень часто приходится не только серьёзно консультировать родителей по поводу семейного образования, но и отвечать на досужие вопросы. И эти вопросы, как правило совсем не про плюсы семейного образования, а про трудности и даже страхи. Не боимся ли мы, что дети будут больше времени проводить за бездельем? Не возникнут ли у детей трудности с социализацией? А как мы их учим, не получив полноценного педагогического образования? И хотя я не только знаю ответы на эти вопросы, но и умею их остроумно формулировать, мне обычно не хочется их обсуждать.

Хочется говорить о совсем других вещах: как дать ребёнку возможность учиться с радостью? Как научить его дружить со временем, планировать свои дела и находить верный ритм жизни? Как музыка, движение и художественное творчество наполняют жизнь нашей семьи? Как родители и дети учатся друг у друга? И как, в конце концов, семейное образование даёт всем членам семьи главную возможность: быть самим собой.

Фото: Соша Грухина и Андрей Губанов

Психолог, арт-терапевт, консультант по семейному образованию. Мама троих детей-хоумскулеров.
Автор сайта «Семейное образование»
x

Check Also

Алло, алло! Начинается урок! (о репетиторах по скайпу)

Компьютеры, смартфоны, Интернет и приложение Skype (скайп) произвели революцию в общении. Мы без проблем общаемся ...

10 навыков, которым родители должны научить каждого ребёнка

Все родители хотят, чтобы их дети были лучшими во всём: от учёбы до повседневных дел. ...

Сайт размещается на хостинге Спринтхост