Повелители времени: тайм-менеджмент для детей на летних каникулах –
Главная » Каникулы » Повелители времени: тайм-менеджмент для детей на летних каникулах

Повелители времени: тайм-менеджмент для детей на летних каникулах

Тайм-менеджмент

Впереди ещё почти месяц летних каникул. Как проводит их ваше чадо? Полная свобода вместо уроков по расписанию? Правда, эта свобода может обернуться компьютерными играми с утра до ночи… Ещё есть время организовать время ребёнка на каникулах, чтобы он провёл их с пользой и удовольствием.

Хочу поделиться системой планирования, которая помогает многое успевать и научить ребёнка полезным навыкам управления временем. Успешно опробована летом прошлого года моим сыном, школьником 10 лет.

Начнём с мотивации

«Да разве заставишь этого сорванца планы выполнять?» — скептически спросят родители. Конечно, из-под палки вряд ли заставишь, да и толку от этого мало. А вот заинтересовать можно.

Лучший способ мотивации, конечно же, — личный пример. Я сама заполняю планы на месяц и веду ежедневник, муж ведёт списки с рабочими задачами. Ребёнок это видит и понимает, что планирование — не способ над ним поиздеваться, а необходимый элемент взрослой жизни.

Также полезно объяснить, почему важно управлять временем: в чём польза для бизнеса, обучения и так далее. На моего сына рассказ о том, как взрослые дяди и тёти учатся на специальных тренингах тайм-менеджмента, произвёл впечатление. «Далеко не всем удаётся управлять временем, а если ты научишься уже в детстве, будешь гораздо больше успевать, и вообще это облегчает жизнь!» — сказала я. «Ух ты!» — согласился Илья, и мы приступили к эксперименту.

И конечно, для детей очень привлекателен формат игры. Если план на лето становится увлекательной игрой с ясными правилами и желанными призами, то выполнять задачи гораздо интереснее!

Как это работает

Возьмите лист бумаги и запишите вместе с ребёнком все задачи, которые нужно или хотелось бы выполнить за лето. Вносим сюда чтение литературы, заданной в школе, совместные дела по хозяйству и всё, что сможете придумать. Разумеется, если у вас в планах двухнедельная поездка на море, то там будет своя культурная программа. Мы сейчас говорим о планировании остального времени летних каникул, которое ребёнок проводит дома.

Обязательно учитываем все сферы жизни. Ведь ваш сын или дочь — не только ученик, но и член семьи, начинающий танцор, опытный игрок и знаток любимых мультфильмов, лучший во дворе скейтбордист… И так далее. И всем граням растущей личности нужно проявляться в своих делах.

Особый восторг вызывает планирование отдыха. Пишем в плане любимые игры и развлечения, а потом с чувством полного удовлетворения отмечаем: да, справились! Илью это очень веселило.

Основной инструмент нашего тайм-менеджмента — таблица с планом на неделю. Задачи из общего списка равномерно распределяем на все летние недели, причём так, чтобы на каждой неделе уделялось внимание всем сферам жизни.

Первая неделя — пробная: нужно понять, с каким объёмом задач легко справиться, и учитывать нагрузку в дальнейшем.

Итак, в начале недели вы внесли в таблицу несколько задач и обозначили по каждой цель: читать книги по 30 минут в день, один раз пропылесосить в своей комнате и так далее. Дальше всё просто: таблица висит всю неделю на видном месте, каждый день отмечается выполнение задач в нужной клеточке. Если задача разовая — просто ставим плюсик, готово! Если ежедневная — в клеточке записывается время, потраченное в этот день.

Очень полезна такая табличка с точки зрения наглядности. Игровой принцип «собери 10 артефактов и получи суперсилу» представлен тут во всей красе. Ребёнок чётко видит: надо заполнить все нужные клеточки, тогда на следующей неделе в графе «отдых» его ждёт поход в кинотеатр или любимые аттракционы!

План тайм-менеджмент для детей

Доверяем — ответственность повышаем

Вы наверняка знаете, что и детям, и взрослым приятнее выполнять собственные решения, а не просто действовать по указке. Поэтому важно при составлении планов давать ребёнку свободу выбора задач, насколько это возможно. Например, вы спрашиваете: «Чем именно ты поможешь по дому на этой неделе?», «Тебе больше нравится собирать яблоки в саду или чистить картошку?» То есть вы подразумеваете, что какая-то работа по дому должна быть выполнена, но что именно — пусть решает ребёнок.

Также значимый обучающий момент — давать свободу в определении времени. Есть задача на день, а когда именно её выполнять, прямо с утра или перед сном — ребёнок решает сам. Пару раз оставит задачи до вечера, поймёт, что не успевает — научится реалистичнее оценивать свои силы. Вполне возможно, перейдёт к режиму «с утра сделал дело — гуляй смело». Конечно, если в семье уже выстроены какие-то ритмы, например, утренней зарядки, то менять их не нужно.

Ответственный момент — отметки о выполнении плана. Илья очень удивился, когда я сказала, что он сам будет всё отмечать.

— Я думал, ты будешь записывать! А вдруг я отмечу сделанным то, что не сделал?

— Мы тебе доверяем, ты не будешь нас с папой обманывать! И вообще, планы нужны в первую очередь тебе самому, ты же хочешь научиться планировать? Конечно, мы с папой будем наблюдать и подсказывать, но отвечаешь за план ты сам.

У сына такой подход вызвал очень хорошую реакцию, он ответственно заполнял все данные. А когда я однажды в начале недели не выдала ему бланк новой таблички, настоятельно требовал поскорее его распечатать.

Сколько задач включать в план?

Конечно, не стоит перегружать ребёнка задачами. Если весь день расписан по часам, такого и взрослый не выдержит. И это точно не для каникул, времени отдыха! Основная часть времени должна оставаться свободной для прогулок и игр.

Есть два подхода к определению объёма задач на неделю:

1. Идеальный вариант, на «отлично»

Пишем столько задач, сколько можно выполнить, если ребёнок очень постарается. Выполнение 100% задач гарантирует желанные призы. Если справился с 70–80 % задач — тоже хорошо, выдаём небольшое поощрение.

2. Посильный вариант, на «хорошо»

Пишем то количество задач, с которым можно справиться при средних усилиях. Выполнил 100 % — молодец, поощряем. Перевыполнил — заслужил значимый приз.

Оба подхода имеют свои плюсы, можно попробовать и остановиться на том, который больше подходит вашему ребёнку. По опыту, если юный покоритель времени расстраивается от того, что не получилось всё выполнить — лучше использовать второй вариант.

Логика взрослого и серьёзного менеджмента подсказывает, что за невыполнение плана должны быть какие-то взыскания. Но мы предпочли использовать исключительно позитивную мотивацию: единственный проигрыш от невыполнения задач — неполучение призов.

Никаких упрёков и штрафов, только мягкие подсказки в течение недели: «Ну как, всё успеваешь? Ага, вот эту задачу уже два дня не делал, когда планируешь догнать?» К счастью, этого вполне хватило: ниже 70 % реализации результаты не опускались.

Итоги в конце недели

Посчитав все данные в «клеточках» дней недели, заполняем графу «результат». Совпадает с целью? Ура, ставим большой красивый «плюс» и пишем в выводах «молодец»! Результат ниже запланированного? Обсуждаем и пишем в выводах, что делать: уменьшить нагрузку, заменить задачу, начинать раньше и так далее.

Именно в этот торжественный момент выдаются или планируются на следующую неделю призы за успешное выполнение плана. Но даже если получилось далеко не всё — обязательно похвалите ребёнка за то, что было сделано! Неудача в одной сфере не отменяет успехов в другой.

Отмечаем выполненные задания

Результаты нашего эксперимента

В конце августа мы с Ильёй подвели итоги. Удалось ли выполнить всё намеченное?

Лучший результат был достигнут по физическим упражнениям. План перевыполнялся регулярно и с восторгом! И ребёнок в хорошей форме.

Самая сложная задача, чтение, признана выполненной довольно хорошо. Илья не любит читать, но условия игры принял и честно брался за книги. Временами откладывал до последнего, некоторые дни пропускал, очень уж не хотелось. А порой увлекался и дочитывал главу до конца, тогда записывал в таблицу больше времени и рассказывал об этом с гордостью.

Назначенная самому себе «работа» по записи видеороликов состоялась успешно. Не всегда Илья выполнял запланированное, но появился более осознанный подход: посчитал, на что сколько времени уходит и почему, нашёл решения, чтобы получалось быстрее. То есть умение планировать и, главное, оптимизировать свою деятельность действительно выросло!

Провалом закончилась идея мамы научить ребёнка 10-пальцевому набору. Упражнения в специальной детской программе сын выполнял весело, прочитал заодно «Золотого петушка», которого давала набирать программа. Но метод не освоил. Впрочем, сказал, что скорость всё же увеличилась.

И конечно, с большим удовольствием сын подвёл итоги по самой интересной задаче — отдыху! Остался очень доволен тем, что игр и развлечений было много, гордился теми неделями, когда заслужил особые призы.

Личные впечатления

— Илья, что тебе понравилось в таком планировании?

— Справедливость! Что планируется не только обязательное, но и игры, отдых, походы в парк. Вообще понравилось само планирование: ты знаешь, что тебе надо успеть сделать до конца дня. Сделал — и свободен! Я научился быть спланированным, то есть успевать по этим всем планам. Сначала было сложно, ну как, средне по сложности, а потом стало легко.

Фото: Designed by Pressfoto — Freepik.com

Статья была опубликована в журнале «Школьный звонок», № 3, 2016 год

коуч, тренер личностного роста,
г. Харьков (Украина)
x

Check Also

Онлайн-школа «Фоксфорд»: завтра будет интересней!

Сегодняшний день пестрит интернет-возможностями самого разного толка – педагоги читают специализированные издания онлайн и здесь ...

Сайт размещается на хостинге Спринтхост