Зина Сурова: «Я росла в идеальном каникулярном мире» –
Главная » Интервью » Зина Сурова: «Я росла в идеальном каникулярном мире»

Зина Сурова: «Я росла в идеальном каникулярном мире»

Семейное путешествие в Питер

Семейное путешествие в Питер

Зина Сурова — автор и иллюстратор более пятнадцати детских книг. Среди них «Находилки», «Занималки», «Лето в деревне» и другие проекты, которые Зина придумывает и воплощает совместно с мужем — дизайнером Филиппом Суровым. Художники также занимаются оформлением пространства и созданием декоративных объектов, активно участвуют в выставках и фестивалях, проводят мастер-классы. У Зины и Филиппа трое детей: погодки Таня и Федя, тринадцати и почти двенадцати лет, и маленькая Фёкла.

Кажется, что ты всё знаешь про детское свободное время. Расскажи немножко про твои книжки об этом?

Ой, сразу реагирую на словосочетание «свободное время»!

Время для меня так устроено, что оно всегда чем-то наполнено.

У нас с Филиппом есть книжная серия «Занималки и Находилки». Находилки — это такая игра, когда ты идёшь с ребёнком гулять и ищешь то, что нарисовано в книжке на картинке. Находилки могут быть лесные, городские, летние, зимние, морские. А в Занималках есть и находилки, и поделки, и даже познавательная игра-бродилка.

У меня есть эта серия. Уверена, большинство занятий могут быть интересны и дошкольникам и младшеклассникам.

Я не люблю делать книжки, которые рассчитаны на какой-то узкий возраст. Важно, чтобы и родителям было интересно, и старший брат, который уже пошёл в школу, тоже мог поиграть. Ещё у нас есть повесть «Лето в деревне» — наша семейная история. Мы несколько лет назад купили старый дом в деревенской глуши. Когда семья приезжает в деревню, сначала это взгляд извне, потом они знакомятся с природой, людьми. Книга о том, что делать с детьми в деревне.

Большинство детей сильно привязаны к гаджетам, а там зачастую просто не ловит интернет. Самые обычные вещи начинают восприниматься как чудо.

Например, встретить на рынке продавца бубликов и узнать, что детство не кончилось, пока рука пролезает в бублик. Взрослый здесь начинает учиться вместе с детьми. Я бы не узнала, почему бывает августовский звездопад, если бы мои дети не переночевали в шалаше и не спросили бы меня.

Оказалось, что это совершенно невероятная вещь. Это метеорный, даже не метеоритный поток. Потому что метеорит — это то, что упало, а то, что летит, — метеор! Августовские метеоры — это след от хвоста кометы, через который проходит наша Земля.

А какое лето в детстве казалось тебе идеальным?

У меня не совсем обычное детство было. Я росла возле моря, и летние каникулы я не мыслю без него. Просто потому, что родилась в Севастополе. Это для меня удивительный город — белокаменный, с приморским бульваром, с матросами, мостовыми. А ещё горы, пещерные города. Ты засыпаешь в пещере в спальнике и тебе кажется, что ты внутри глаза горы, а Луна — зрачок. Такие образы должны быть в детстве. Чтобы были книжки, песни у костра и сверстники. Я росла в идеальном каникулярном мире.

Вообще, идеальные каникулы — это и отдых от городского ритма, и какое-то совместное делание. Детей нельзя всё время развлекать.

У тебя появился уже какой-то актуальный опыт каникул с детьми такого разного возраста?

Конечно. Досуг реально планировать, когда в семье есть маленькие дети. На осенние каникулы мы ездили в Питер. Фёкле было шесть месяцев. Пока она спала, мы гуляли по музеям. С маленьким ребёнком даже проще путешествовать, надо не упустить это время. Мама должна проявить себя как эффективный менеджер, который способен спланировать отпуск.

Дело взрослого — быть живым и самому во всём участвовать.

Я понимаю, что мамы иногда не высыпаются, иногда работают, но надо как-то пробовать. Для меня всегда важно запустить игру. Сколько ты вложил, столько они будут это проигрывать, умноженное в несколько раз. Конечно, у меня сейчас облегчённый вариант многодетности — старшие дети помогают.

Как появление Фёклы влияет на твои творческие планы?

«Возраст» моих книг напрямую связан с возрастом моих детей. Сейчас Фёкла добавила малышкового в творчество своим появлением.

Приятное задание из находилок и мамино место за столом

Приятное задание из находилок и мамино место за столом

Понятно, что природа на каникулах — мечта большинства мам, а если лето в городе?

Если у мамы отпуск в сентябре, у папы в марте, а лето обещает быть городским, стоит разнообразить выходные, заранее придумав, что будете делать. Здорово, например, изучить станции метро, побывать в музеях. Ещё у нас во всех «Занималках» есть «Городские находилки» — для прогулок по городу.

У нас на кухне висит лист с надписью «Лето». Когда я повесила его в феврале, дети сказали «Рано!», но потом сами стали туда писать свои пожелания. Такой летний план прошлого года мы реализовали процентов на восемьдесят. Не стоит думать, что написанное обязательно надо реализовать полностью, но план — дело хорошее.

Многие дети ведь не любят ходить в музеи, как сделать их привлекательными?

Всё как с книжками — если взрослые читают, то и дети будут. Нужно самому научиться активно воспринимать искусство. Пусть во всём Эрмитаже ребёнок запомнит десять работ и три статуи, но на всю жизнь, потому что мама скажет «эту картину я помню с детства» и расскажет почему.

Например, там есть Рембрандт, «Возвращение блудного сына», огромная работа, прекрасно висит. В детстве меня всегда впечатляло: почему же у сына такой старый ободранный тапок? Причём я представляла не средневековый и не библейский тапок, который изображён Рембрандтом, а обычный советский с резиновой облезлой подмёткой. И мне от этого становилось так жалко блудного сына, и я так переживала за него.

Долго специально готовиться к посещению музея с детьми не нужно, можно сделать так: вечером в пятницу вы уложили ребёнка спать, а в субботу планируете поход в музей. У вас есть чашка чая и двадцать минут с компьютером. Вы смотрите и обдумываете, что именно покажете, а потом берёте в музее ребёнка за руку и говорите: «Сегодня мы идём смотреть, например, «Боярыню Морозову» в Третьяковке. Как её Суриков писал такую большую? А как её потом транспортировал? Даже такие простые технические детали могут привлечь внимание к работе. Потом, что за старуха такая пальцем в небо тычет? Что здесь вообще изображено? А ещё возьмите с собой зеркало и в нём посмотрите на Морозову. Её сани очень быстро поедут. Это первая ступень в понимание композиции: как художники по диагонали располагают изображение. Про каждую работу можно найти такое.

Вдоль Матисса. Федя и Фёкла

Вдоль Матисса. Федя и Фёкла

Кроме того, «находилки» по музею может подготовить заранее любой родитель. У меня была ситуация в Русском музее. Проснулась Фёкла, её надо было кормить. При этом папа поехал на печать нашей книжки. Русский XVIII–XIX век старшие дети должны посмотреть без меня, что достаточно трудно. Я беру лист и пишу двенадцать фамилий художников, которые точно есть в экспозиции. Даю задание: у каждого художника найти работу, которая больше всего понравилась. А когда пройдёте, найти ещё две понравившиеся работы, но художников, которых нет в списке.  Получается готовая игра.

Музеи можно чередовать, например, в музее Космонавтики можно играть в космические «находилки» с нашей книгой «Космос».

Поход в музей должен прекратить быть занудством и стать игрой. Вы сами что-нибудь интересное узнаете и перестанете быть только сопровождающим.

Фото из архива семьи Суровых

Статья была опубликована в журнале «Школьный звонок», № 3, 2016

Журналист, мама троих детей, Москва
Сайт размещается на хостинге Спринтхост