Интернет — помойка или инструмент? Почему я не отбираю у детей гаджеты –
Главная » Дети в Интернете » Дети и компьютеры » Интернет — помойка или инструмент? Почему я не отбираю у детей гаджеты

Интернет — помойка или инструмент? Почему я не отбираю у детей гаджеты

Дети и гаджеты

Позволять детям пользоваться компьютерами, планшетами и смартфонами или нет? На этот вопрос отвечают по-разному. Что приводит к компьютерной зависимости и можно ли её избежать? Свою точку зрения на этот вопрос представляет журналист и мама троих детей Дарья Гришина.

Наши дети родились в удивительную эпоху, когда за 20–30 лет ежедневный быт изменился до неузнаваемости. Стали другими название страны и её очертания, способ оплаты проезда и способы связи. На смену выхолощенной одинаковости в образование ворвался фейерверк экспериментальных программ, буйство красок разноцветной формы и даже её полное отсутствие. Каникулы и то у всех разные, что не способствует встречам с друзьями.

Засилье информации

Информация атакует с детства. Мы, поколение их родителей, жили совсем в других условиях. Сложно сказать, хорошо это было или не очень. Это было спокойно. Нет, информации вокруг было предостаточно, просто в моём детстве она не сыпалась на голову без запроса. Надо было вовремя включить телевизор или сходить в библиотеку. Что немаловажно, 25–30 лет назад школьника достаточно было научиться отличать художественную литературу от научпопа, чтобы этой информации доверять. Сегодня каждый пятиклассник знает, какие интернет-источники учителя недолюбливают, а вот где брать стоящую информацию для рефератов — большой вопрос.

Непостижимый парадокс современного образования состоит в том, что программа постоянно упрощается, а формальных требований становится всё больше. Вводятся новые формы деятельности — проекты, презентации. Оформление ЕГЭ и прочих проходных мониторингов имеет такое же высокое значение, как и их содержание. Пытаясь воспитывать детей, вынося за скобки технический прогресс, мы существенно осложняем им жизнь. Конечно, всяческие «бродилки» и «стрелялки» мало продвигают наших детей в нужном направлении, но ведь мы не запрещаем читать, обнаружив ребёнка с фонариком под одеялом.

Наша задача — урегулировать отношения детей с компьютером с одной стороны, дать желанную альтернативу с другой, а также непременно научить чадо использовать интернет во благо.

Просчитать оптимальный маршрут по карте, создать на моём телефоне плейлист с любимыми песнями — всё это мой самый «компьютерный» сын делает легко и с удовольствием.

9339527_ml

Лекарство от зависимости

Искусственно ограждая детей от окружающих их реалий, мы лишаем их возможности научиться в этих реалиях существовать. Когда-то на просторах того же великого и ужасного я вычитала: «Интернет как топор — можно старушку зарубить, а можно терем без единого гвоздя срубить». Беда многих родителей в том, что они либо сами не умеют «срубить терем», либо не пытаются научить этому своих детей.

Парадоксально, но моё личное пространство в интернете организовано таким образом, что оно меня всё время выталкивает. То я веду младшего в контактный зоопарк в компании его ровесников, собравшейся в интернете, то увлекаю старших новым рецептом маффинов. Вообще, мой опыт подсказывает, что на детей слова действуют плоховато. Самый эффективный метод воздействия — личный пример. Согласна, это бесконечно банально, но зато результативно.

Это очень хлопотный вариант, честно говоря. Особенно трудно, если ты с утра до вечера занимаешься на работе нелюбимым делом, дома сама, без помощников, готовишь и наводишь чистоту, а в минуты покоя играешь в соцсетях или смотришь телевизор.Мне повезло: я работаю дома, люблю свою работу и с удовольствием занимаюсь детьми без посторонней помощи.

Трудно всё равно бывает, но лично я не знаю ни одного действенного способа привить детям тот или иной образ жизни, кроме как привить его себе. Не хочешь, чтобы дети сидели за компьютером, — не сиди сам. Варианты «я взрослый, мне можно, пусть почитают с моё» не слишком честные: положительного примера нет, а обратных пруд пруди.

Как быть

Наверняка, не всё так просто. Уверена, что и у людей, безразличных к телевизору и компьютеру, с телефоном только для звонков или пусть даже для работы, встречаются дети с компьютерной зависимостью. Я не педагог и не психолог и основываюсь только на личном опыте и собственных наблюдениях. И вот что они мне подсказывают.

Один из самых главных навыков, который стоит привить детям, — страсть к жизни. Не факт, что они пойдут за нами на каток или в оперу, но шансов отлипнуть от монитора гораздо больше у тех, кто видит увлечённых родителей.

37568421_m

Конечно, не всё так гладко. Бывает, что лень отрывать младшего от мультиков, а старшие не поднимают глаз от телефонов, но ведь и у меня такое случается. Стараюсь не рычать, а регулировать исподволь. Странное дело: когда они что-то мастерят, читают или смотрят хороший фильм, помощь по хозяйству мне почти не требуется. А если это не одноразовое безобразие, а семейная эпидемия, то пора печь пирог и выбирать фильм для совместного просмотра. Впрочем, часто в интернете им сидеть некогда: старшая все дни пропадает в своём театре и журналистской студии, средний из-за турклуба едва успевает брать в руки саксофон, а младший занимается со мной хозяйством и готовится к детскому саду.

Иногда и мне совсем не педагогично хочется расколотить все планшеты и телефоны, но дети нет-нет да и подсунут доказательство, что интернет не так уж плох. Старшая уже не орёт «Мам, а у нас есть Алексей Толстой?», а просто идёт и гуглит, средний по третьему кругу пересматривает «Девчат», а младший, насмотревшись «дурацких развивалок», назидательно объясняет гостям, что он не круглый, а вот его голова круглая и показывает руками «куг», сравните, мол.

Я не понимаю, как жить в современных реалиях, не опираясь на наше далёкое детство, полное увлекательных книжек и пыльных дворов. Тем более я не берусь учить своих детей тому, что для меня тёмный лес. Между тем, я могу помочь им в этих реалиях разобраться, но не погрязнуть. А ещё я помогу им «собрать чемоданы», ведь путешествие длиною в жизнь требует некоторого багажа. Невозможно уберечь их от всего плохого, что может дать им мир вообще и интернет в частности, но можно дать правильные установки и интересы, чтобы внешний мир вызывал адекватные реакции и желание обсудить происходящее с родителями. Старшим детям 11 и 13 лет, пока полёт нормальный.

Фото: Фотобанк 123rf.com

Журналист, мама троих детей, Москва
x

Check Also

Как научить ребёнка организованности

Мы открываем новую рубрику в нашем журнале — книжная полка. Здесь мы будем рекомендовать вам интересные ...

Я бросаю миру вызов: демонстративное поведение девочек-подростков

Настоящий тинейджер — это эго, высаженное на необитаемом острове, но оно не ждет спасения от ...

Сайт размещается на хостинге Спринтхост