Новые предметы в школьной программе: мнения экспертов –
Главная » Расписание уроков » Новые предметы в школьной программе: мнения экспертов

Новые предметы в школьной программе: мнения экспертов

Фото: stockvault.net

Фото: stockvault.net

Каждый год в школьной программе происходят те или иные изменения: исчезают одни предметы и появляются другие. Таким образом Министерство образования стремится подстроиться и под запросы общества, и под общегосударственные цели. Например, за последние годы в школьном расписании появились основы религиозных культур и светской этики, граждановедение, второй иностранный язык.

В последнее время заговорили о введении таких предметов, как астрономия, семьеведение, робототехника, основы финансовой грамотности, история российского кино и даже уроки безопасного селфи. Это, прежде всего, свидетельствует о том, что школьное образование не поспевает за теми изменениями, которые происходят в мире и с которыми приходится сталкиваться как школьникам, так и выпускникам в повседневной жизни.

Учитывая и без того серьёзную нагрузку учеников, новые предметы часто планируется вводить не как отдельные дисциплины, в рамках уже имеющихся уроков, либо за счёт сокращения нагрузки по другим предметам. К новому учебному году уже подготовлены учебники обществознания, в которых включён раздел по финансам.

Журнал «Школьный звонок» обратился к специалистам различных областей с вопросом, какой предмет они считают необходимым внести в школьную программу.

Больше знаний о природе и мире

Прежде всего, эксперты посчитали необходимым усилить естественнонаучную составляющую образования. Эксперт портала «Я родитель» Диана Слепицына комментирует:

Мне кажется, что в современном школьном образовании не хватает естественнонаучной направленности, и, напротив, превалирует гуманитарная. Так, например, сегодня в большинстве школ страны полностью отсутствует предмет «Астрономия», часто сокращены часы по физике. В начальной школе природоведение заменено неоднозначным по своему содержанию «Окружающим миром». На мой взгляд, такая тенденция постепенно приводит к тому, что у детей и подростков сужается представление о природе и мире. Детям, которые имеют не гуманитарные, а технические и естественнонаучные способности это мешает своевременно раскрыть свой потенциал и порой даже узнать о своих способностях.
Радиотелескоп. Фото: ru.freeimages.com

Радиотелескоп. Фото: ru.freeimages.com

С ней соглашается Белла Юрьева, координатор научно-популярных проектов AVI Lab:

Из предметов, которые многим хотелось бы вернуть, совершенно точно стоит упомянуть астрономию. Предмет убрали в 2009 году, многие из выпускников говорят, что на астрономии было интересно! Лично у меня этого предмета не было, пришлось открыть для себя астрономию уже во взрослом возрасте и меня поразило, как много я, при моем техническом образовании, не знаю о мире, в котором живу.

Небольшой курс астрономии в 10 или 11 классе дал бы хорошую опору естественнонаучному мировоззрению будущего выпускника. Астрономия иллюстрирует универсальность законов физики, дает глобальную картину мира и рациональное объяснение различных явлений природы, которые порой окутаны мраком магического мышления в нашем обществе и современных СМИ.

Учить детей думать и выражать свои мысли

Сергей Жвакин, сооснователь и тренер московской шахматной школы № 1 призывает обратить внимание на шахматы:

Я искренне за включение в школьную программу шахмат. Шахматы развивают усидчивость, способность самостоятельно принимать решения, логическое мышление, воображение и волю к победе. Дети, которые занимаются шахматами, всегда хорошо успевают по математике, особенно по геометрии, т. к. ее очень много на шахматной доске.

chess-pieces-343918_640

За внедрение финансовой грамотности высказался руководитель управления Минпромторга России по Республике Башкортостан Искандер Махмудов.

Он предлагает не добавлять новых предметов, увеличивая и без того большую нагрузку на учеников, а изменить содержание уже имеющихся. В рамках финансовой грамотности он считает необходимым объяснить ребятам, чем опасны финансовые пирамиды и микрокредиты, как распознать мошенников.

Из дисциплин гуманитарной направленности Ирина Баржак, генеральный директор Института публичных выступлений, выделяет риторику:

Изучать её можно в 5 классе, когда у ребёнка нет большой загруженности по предметам, к тому же он легко усваивается и содержит много практических заданий. Учителя отмечают, что с введением тестирования дети разучились выражать собственные мысли и отвечать устно. На школьных конференциях они лишь зачитывают собственные доклады. Ораторское искусство пригодится им в жизни и уже при поступлении в вузы и будет широко востребовано.

Защита проектов, рефератов, дипломов, курсовых работ обычно превращается для ребенка в страшный стресс. А между тем, есть инструменты, которые помогают снять волнение и выступать четко и уверенно. Я провожу подобные занятия в дни школьных каникул в Торгово-промышленной палате, обычно эта тема очень востребована.

Заботиться о будущем

Еще один важный вопрос, касающийся не только школьной программы, но и внеурочной деятельности, которая может напрямую повлиять на всю дальнейшую жизнь выпускника, поднимает Диана Слепицына:

Современное среднее образование не знакомит детей с профессиями, факультетами и кафедрами, специальностями вузов, мало лабораторных занятий и отсутствует знакомство с предприятиями. Часто поступив в университет, новый студент толком не знает, что за специалиста из него готовят. Понимание приходит порой к середине курса обучения в вузе. В итоге из-за неправильно сделанного в юности выбора наступает разочарование и нежелание дальше развиваться и работать в сфере получаемого и полученного образования.

Не ждать, а действовать

Во многих регионах России школы не ждут веления сверху, а уже проводят многие дополнительные уроки на факультативной основе. Инициатива может исходить как от региональных властей, так и от самих школ. В каждой школе есть набор своих факультативов: среди самых популярных можно отметить шахматы, робототехнику, риторику, а также углублённое изучение традиционных школьных дисциплин.

Главная проблема при введении любого нового предмета или факультатива — дефицит квалифицированных преподавателей. Человек, который приходит в школу, должен быть не только специалистом своего дела, но и обладать педагогическим талантом, умением делать сложное доступным и понятным. Без этого даже самый интересный и полезный предмет не принесёт никакой пользы.

[poll id=»2″]

От редакции
Сайт размещается на хостинге Спринтхост