Настроение не погода, но тоже портится: разгоняем сгустившиеся тучи –
Главная » Родительский комитет » Настроение не погода, но тоже портится: разгоняем сгустившиеся тучи

Настроение не погода, но тоже портится: разгоняем сгустившиеся тучи

Слёзы в глазах или хмурый взгляд исподлобья, портфель брошен на пол — что-то случилось! Как вернуть родному человечку хорошее настроение? А главное, помочь разобраться в причинах и найти решение проблемы?

плохое настроение

«Ты меня сначала накорми, напои, в баньке попарь, а потом и расспрашивай!» Полезный совет из сказки. В плохом настроении многие дети не хотят ничего рассказывать, или сильнее расстраиваются от вопросов. Поэтому лучше сначала помочь ребёнку успокоиться и улучшить настроение, а потом и поговорить.

Переключаем настроение на солнечное

Самый простой способ поднять настроение, конечно же — переключить внимание на что-то хорошее. Дети, особенно младшие школьники, легко увлекаются новым занятием. Вы наверняка знаете, что обрадует ваше чадо. Поэтому сценарий индивидуальный: кому книжки читать, кому на батуте скакать. Единственный совет — не увлекаться в качестве «улучшателя настроения» сладостями, но это вы и так знаете.

Вопросы-подсказки
  • Какое занятие приводит вашего ребёнка в восторг?
  • Рассказы о чём он будет слушать с удовольствием?
  • Какими достижениями ваш ребёнок гордится, о чём любит вспоминать?
  • Он любит строить планы на будущее? Насколько его увлечёт, например, обещание сходить в кино на любимый фильм?
  • В какой ситуации ваш ребёнок чувствует себя полезным, с удовольствием берёт на себя ответственность? Например, когда гуляет с собакой, помогает младшему брату.

Также полезно сменить обстановку. Прогулка на свежем воздухе, активные игры — и вот уже ребёнок забыл о своих невзгодах и радостно смеётся!

игра

Так может, не стоит ворошить прошлое и возвращаться к расспросам о проблемах, вдруг опять расстроится? Может, и не стоит, если мимолётная тучка быстро пробежала и вновь сияет солнышко. Но если ребёнок приходит из школы в плохом настроении не в первый раз и при этом не рассказывает, в чём дело — причину выяснить нужно. Выяснить и постараться устранить.

Выясняем причину плохого настроения

Одни дети охотно рассказывают о том, кто их обидел и что не получилось, а из других подробности клещами не вытянешь. И не надо клещами! Возьмём терпением и лаской.

Скрытность особенно характерна для подростков: им неловко обращаться за помощью к родителям, хочется быть взрослыми и самим во всём разобраться. В ответ на вопрос «Что случилось?» вы можете услышать «Ничего страшного!», «Да ты не поймёшь!», «Долго рассказывать!»

Не обижайтесь («Как это не пойму?!»), а помогите ребёнку преодолеть этот барьер. Подыграйте ему: «Давай, ты расскажешь главное, может, недолго получится», «Ты начни рассказывать, а я постараюсь понять».

Помните, что ваш сын или дочь может считать важным не то, что важно для вас. Например, замечания учителей не особенно волнуют, а если друг обыграл в любимой «стратегии» — трагедия. Рассказ о любой беде, пусть непонятной для вас, стоит выслушать внимательно, проявить сочувствие.

Эмоциональная поддержка часто важнее, чем конкретные советы: ведь в некоторых случаях изменить ситуацию не получится (например, любимая учительница ушла из школы), а ваше понимание и тепло нужны ребёнку всегда. Некоторые родители пытаются «утешить» пренебрежительным «Подумаешь! Разве это проблема?». Для вас — нет. И объективно, возможно, нет. Но раз человеку больно, значит — да, это проблема!

Разбираем проблему по камешку

Помогите превратить поражение в фундамент для победы. Анализируя неудачу, не уделяйте слишком много внимания ошибкам. Лучше сделайте акцент на том, что у ребёнка вышло хорошо.

В 3-м классе сын занял на школьном конкурсе танцев 2 место и расстроился: очень уж хотел золотую медаль! Совсем упал духом — ничего, мол, не получается. Начинаю рассуждать:

— Смотри, ты выступал с тремя танцами. В первых двух все движения выучил прекрасно, получил высшие баллы! И за осанку у тебя пятёрка, и за внешний вид. Улыбаться не забывал, я видела! Получается, тебе осталось только движения джайва лучше отрепетировать, и будет всё на «отлично», так?

Кивает. Отчаяние в глазах сменяется сомнением:

— А вдруг я всё равно плохо выучу? У других лучше получается!

— А сколько ребят участвовало сегодня в конкурсе?

— Наверное, двадцать…

— Давай считать! Два участника заняли первые места, три — вторые. Значит, ты сегодня танцевал лучше, чем 15 других танцоров, так? Видишь, у тебя хорошо получается. Потренируешься — сможешь ещё лучше!

Вот теперь улыбнулся. Математика — наш любимый предмет, цифры убедили.

Вам будет легко найти верные слова, если к своим собственным неудачам вы относитесь таким же образом. И личным примером показываете, как находить позитив в трудных ситуациях.

Вопросы-подсказки

  • Как вы относитесь к своим проигрышам и неудачам?
  • Умеете ли вы видеть хорошие стороны в трудной ситуации?
  • Как часто ребенок видит вас в расстроенных чувствах?
  • Жалуетесь ли вы при ребенке на свои проблемы?
  • Как часто вы поддерживаете успехи ребенка, пусть незначительные?

Расскажите историю из своего детства: с какой трудной ситуацией вы столкнулись, что чувствовали, как нашли решение.

Приходит однажды сын домой грустный: недавно их начали водить всем классом в бассейн, а он плохо плавает и стесняется этого. Такого со мной не случалось, но я легко нахожу эмоционально похожую ситуацию и рассказываю:

— Знаешь, а я в детстве боялась ездить на велосипеде. Меня посадят в «седло» — мол, крути педали и езжай. А я не могу! Всё шатается, тормозить не получается, падаю и падаю.

Сын сначала смотрит недоверчиво, пытаясь представить меня маленькой. По выражению лица видно, что не очень получается. Потом широко улыбается:

— Мама, велосипед — это же просто! Руль надо держать широко, вот так, а тормозить…

И тут маленький знаток пускается в объяснения. Неуверенность как рукой сняло! Обсудив, приходим вместе к выводу: всему можно научиться, а если сначала страшно и не получается — нужно пробовать ещё и ещё. И ничего стыдного в этом нет!

Задумайтесь: а если причина не в школе? Ведь ребёнок может приходить домой угрюмым в ожидании критики за плохие оценки или порванные штаны. А может, жёсткий график из секций, репетиторов и домашних заданий не оставляет ему личного времени для проявления своих интересов. Чему тогда радоваться?

Если ребёнок боится вас обидеть, он вряд ли скажет о своих чувствах. Подумайте сами, нет ли с вашей стороны чрезмерного давления. Попробуйте что-то изменить в привычном графике, предложите ребёнку придумать новые занятия на один из вечеров и посмотрите на реакцию.

Фото: Фотобанк 123RF.com

коуч, тренер личностного роста,
г. Харьков (Украина)
x

Check Also

Тест: Какой стиль учения характеризует вашего ребёнка?

Все люди делятся на семь групп в зависимости от того, какой способ усвоения информации они ...

Что нужно знать о деньгах детям от 3 до 18 лет

Чтобы к моменту вступления во взрослую жизнь ваш ребёнок умел распоряжаться финансами, начинать разговор о ...

Сайт размещается на хостинге Спринтхост