Инклюзивное обучение в США: совместить нельзя разделить –
Главная » School, escuela, gakko… » Инклюзивное обучение в США: совместить нельзя разделить

Инклюзивное обучение в США: совместить нельзя разделить

  43078573_m

На первый взгляд, ситуация с включением людей с особыми потребностями в повседневную жизнь американского общества вообще и детей с особенностями развития в общеобразовательный процесс в частности — один сплошной повод порадоваться очередному триумфу гуманизма и воплощению лозунга «Равные возможности для всех!». Но и здесь не всё гладко и безоблачно.

Как всё начиналось

Действительно, бесплатное среднее образование, независимо от состояния здоровья и особенностей восприятия информации, гарантируется каждому ребёнку Актом о доступном образовании для всех детей аж от 1975 года, в общественных местах никто не шарахается от инвалидов и не показывает на них пальцем, большинство трудоспособных граждан с особыми потребностями живут вполне обычно — работают, создают семьи и активно участвуют в жизни своего комьюнити. То есть, положа руку на сердце, создаётся стойкое ощущение, что в США можно чуть меньше волноваться за судьбу ребёнка с особенностями развития, чем в большинстве других стран. Однако на деле и здесь идёт упорная и изматывающая борьба родителей за права своих детей.

Начать можно с того, что инклюзивное обучение в США просто-напросто не состоялось бы, не возьми родители особенных детей инициативу на себя. Тот самый законодательный акт, гарантировавший доступ в общеобразовательные школы всем детям без исключения, был принят под мощнейшим давлением активистов из числа мам и пап детей-инвалидов с сохранным интеллектом, которым было отказано в зачислении.

Немного статистики

На сегодняшний момент в США насчитывается 6 млн детей школьного возраста с особыми потребностями. Большинство из них попадают в категорию «особых» из-за сложностей в обучении (дети с дислексией, дисграфией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или особенностей речевого развития (дети с задержкой речевого развития, тяжёлым заиканием и выраженными дефектами дикции). Также к «особым» относятся дети с нарушениями эмоциональной сферы (склонные к агрессии, депрессии, с низкой стрессоустойчивостью, бурно реагирующие на фрустрацию).

Те, кто является собственно инвалидами, составляют не более 30 % от общего числа кандидатов на отдельное обучение в классах для особых детей. Доля особых детей, получающих образование вместе с обычными сверстниками, очень сильно отличается от штата к штату: в Монтане и Западной Вирджинии она превышает 90 %, а на Гавайях и в Техасе еле-еле переваливает за 15 %, несмотря на провозглашённый на федеральном уровне курс на тотальную инклюзию.

Законы…

Официальная позиция государства обязывает принимать учащихся с особенностями развития в школу по месту жительства, обеспечивать им все необходимые дополнительные занятия со специалистами — дефектологом, коррекционным педагогом, трудотерапевтом и др., при необходимости выделять сопровождающего и/или наставника, помогающего ориентироваться в происходящем и разъясняющего непонятное.

10104135_ml

При этом предполагается, что изучать стандартные школьные предметы дети с особенностями развития должны в общем потоке, в одном классе с обычными сверстниками — и, уточним, с обычными учителями.

…и реальность

И вот тут начинаются сложности. Школ, которые могут себе позволить нанимать только учителей, имеющих два диплома (по преподаванию предмета и по коррекционной педагогике/дефектологии) и способных вести предмет так, чтобы обучение было интересно обычным детям и доступно детям особым, крайне мало.

Школ, где педагоги работают в парах «предметник — дефектолог», тоже не очень много. Такой способ организации инклюзивного обучения очень хорошо зарекомендовал себя, но стабильные и сработавшиеся тандемы педагогов — довольно-таки нечастое явление в школьной среде. В подавляющем большинстве школ в лучшем случае в помощь учителю выделяется так называемый парапедагог: человек без специального педагогического образования, помогающий особым детям в практическом плане (сопроводить из класса в класс, поднять упавшее, напомнить задание и т. п.).

В худшем случае учитель остаётся один на один с классом, в котором могут одновременно присутствовать 10–12 обычных детей, несколько детей со сложностями в обучении и пара-тройка ребят с серьёзной инвалидностью.

Особый подход

Перед началом первого учебного года для каждого особого ребёнка составляется индивидуальный образовательный план, в котором прописываются все необходимые для успешного обучения дополнительные ресурсы (например, уроки по чтению шрифта Брайля для слабовидящих детей, уроки по ориентированию и бытовым навыкам для детей с особенностями аутистического спектра) и корректировки программы.

10104143_ml

В крупных школах с многолетним опытом инклюзивного обучения особых детей, как правило, есть всё необходимое для реализации индивидуальных планов: специалисты, ресурсы, методики, и, главное, желание работать с самыми разными учениками.

Родители детей, которым не довелось попасть в одну из таких школ, говорят о том, что вынуждены постоянно отслеживать, выполняет ли школа предписания плана и получает ли ребёнок всю необходимую ему помощь и поддержку. Одна из недовольных мам пишет:

Школа не может предоставить моему сыну предписанного планом постоянного персонального сопровождающего. Вместо этого у них один сопровождающий на нескольких детей, который разрывается между ними. И вместо предписанных неврологом ежедневных логопедических занятий в расписании сына три урока с логопедом в неделю. А в прошлом учебном году, когда я подала заявку на зачисление сына в инклюзивный класс, мне ответили, что класс укомплектован и нас не берут. Мне пришлось обращаться в Департамент образования нашего округа, чтобы они повлияли на ситуацию. В итоге нас приняли на инклюзивное обучение.

Кстати, высокий спрос на адвокатов в сфере образования во многом поддерживается именно обращениями по поводу инклюзивного обучения.
Учитывая все сложности, с которыми сталкиваются школы при попытке реализовать масштабное инклюзивное обучение, неудивительно, что учительское сообщество США демонстрирует здоровый скептицизм в отношении идеи всеобщей инклюзии. Критики этой идеи говорят о том, что её воплощение невозможно без тотального переоснащения школ и переподготовки учителей, поэтому в ближайшее время не получится добиться
100%-ного инклюзивного обучения для всех детей с особенностями развития.

Чаще всего люди, заявляющие о предпочтительности раздельного обучения для детей с особенностями развития, встречаются среди родителей детей с полной потерей слуха и родителей одаренных детей. (Robert Osgood, History of Inclusion in the United States. 2005)

Кроме того, есть категории детей, которые успешнее обучаются в условиях разделения: в общем классе они не могут сосредоточиться. Вместе с тем, инклюзивное обучение выступает ступенькой к инклюзивному обществу, которое США стремится построить, поэтому, безусловно, данное направление в образовании будет продолжать развиваться — под бдительным присмотром мам и пап особенных детей.

Фото: 123rf.com

Психолог, переводчик, мама троих дошколят,
г. Санкт-Петербург, США
Сайт размещается на хостинге Спринтхост