Инклюзия — от слова «включить» –
Главная » Обучение » Инклюзивное образование » Инклюзия — от слова «включить»

Инклюзия — от слова «включить»

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование — это не просто обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе, это, в первую очередь, философия. Философия равных образовательных возможностей для всех детей, равного отношения к каждому. Инклюзивное образование — это доступное образование.

Истории образования известны различные модели обучения детей-инвалидов:

  • Сегрегационная модель — в которой дети с ОВЗ учатся в отдельных специализированных школах. Там для них создаются условия для обучения, педагоги хорошо знают их особенности и то, как эти особенности влияют на их способности к обучению. Но такая модель не создаёт никаких условий для социализации ребёнка и способствует дальнейшему разделению всех людей на здоровых и инвалидов.
  • Интегрированная модель — которая предполагает нахождение и обучение в среде здоровых сверстников и освоение ими той же программы, что, по мнению её адептов, способствует интеграции инвалидов в общество.
  • Инклюзивная модель — включение детей с ОВЗ в образовательный процесс обычной массовой школы. При этом неизбежна перестройка этого массового процесса так, чтобы оно соответствовало потребностям всех детей. В инклюзивной школе дети обучаются вместе, но по разным образовательным программам.

Именно инклюзивная модель образования считается сегодня наиболее соответствующей потребностям государства и общества, способствующей нормальной социализации инвалидов и включение их в общество на равных.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ок. 8 % от общего числа детей)
Из них детей-инвалидов более 600 тыс. (2,1 % от общего числа детей до 18 лет)

Европе и США процесс развития инклюзивного образования начался ещё в 70-х годах прошлого века, а к настоящему времени там уже сложилась определённые традиции и наработки. В Конвенцию ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года включены в том числе положения и об инклюзивном образовании.

В нашей стране эта практика несколько запаздывает, но всё же история инклюзивного образования насчитывает уже более четверти века. В 1991 году в Москве появилась одна из первых инклюзивных школ «Ковчег» (№ 1321), в различных регионах России открылись экспериментальные школы, в которых создавались условия для обучения детей с ОВЗ вместе со здоровыми детьми.

В 2011–2015 году в России реализована программа «Доступная среда», в ходе которой школы в 82 регионов России было проведено техническое оснащение школ, они были подготовлены к приёму и обучению детей-инвалидов. Это позволило большему числу детей с ограничениями здоровья влиться в школьный социум.

В 2014 году принят и апробируется Федеральный государственный стандарт начального образования для детей с ОВЗ. Для работников инклюзивных школ проводятся курсы повышения квалификации, в рамках которой для работы с детьми-инвалидами подготовлено более 10 тысяч работников образования.

Многое сделано, но ещё больше предстоит сделать. Сегодня мы видим, как изменяются наши школы и вместе с ними изменяется общество.


Издатель и главный редактор журнала,
Забайкальский край, Россия
Сайт размещается на хостинге Спринтхост