Адаптация первоклассников: время подводить итоги –
Главная » Кабинет психолога » Адаптация первоклассников: время подводить итоги

Адаптация первоклассников: время подводить итоги

1 класс

Закончилось первое полугодие — один из самых важных и сложных этапов в жизни первоклассника. Именно в этот период формируются основы
учебной деятельности, осваиваются законы школьной жизни, происходит понимание и принятие ребёнком нового статуса – статуса ученика. Начало второго полугодия можно назвать диагностическим этапом, который позволит ещё раз оценить, как протекает адаптация первоклассника к школе.

В норме привыкание ребёнка к условиям школьного обучения длится от 2-3 недель до 6 месяцев. Длительность адаптации во многом определяется, насколько ребёнок был готов к поступлению в 1 класс как в плане физиологическом, так и интеллектуальном, психологическом.

Признаки успешной адаптации

Успешная адаптация означает, что ребёнок принял новую для себя роль ученика: ему нравится школа, он нашёл общий язык с одноклассниками и учителем, понимает и принимает правила школьной жизни. Конечно, возросшие нагрузки (умственная, эмоциональная, физическая), необходимость осваивать новые виды деятельности и налаживать контакты с окружающими, соответствовать школьным требованиям – всё это накладывает отпечаток на самочувствие и настроение маленького школьника, но в целом при благополучной адаптации возникающие негативные проявления быстро снимаются, и ребёнок в целом настроен позитивно.

Новый год, праздничные мероприятия, каникулы позволяют малышу отдохнуть, получить положительные эмоции, набраться сил для продолжения учёбы. После окончания каникул ребёнок, полностью адаптировавшийся к условиям школьного обучения, с радостью возвращается в школу, к друзьям и интересным занятиям.

Тревожные симптомы

А если появились капризы? Что делать в том случае, если после каникул ребёнок с трудом поднимается утром и с большой неохотой, а то и со слезами идёт в школу? Возможны негативные явления и в плане физического здоровья: накануне вечером или утром вдруг поднимается температура, начинает болеть живот, появляется тошнота, головная боль. Такие внезапно появившиеся симптомы часто свидетельствуют всё о том же нежелании идти в школу, просто ребёнок «демонстрирует» это не вербально, через слова, а через своё тело. В таких ситуациях родителям важно понять причину, по которой ребёнок не хочет идти в школу.

Почему ребёнок не хочет в школу

Самая простая и наиболее легко исправимая причина заключается в том, что был «сбит» рабочий ритм жизни ребёнка. Это нередко происходит в выходные и каникулярные дни. Зачастую изменяется время сна — одного этого вполне достаточно, чтобы первоклассник превратился по утрам в этакого капризку. Исправить всё возможно за несколько дней, постепенно возвращая ребёнка к привычному рабочему графику.

Вторая причина гораздо серьёзнее и свидетельствует о проблемах, требующих более основательного подхода для их решения. Часто после новогодних каникул подобные срывы, выражающиеся в отказе идти в школу, проявляются, если адаптация первоклассника складывается не вполне успешно.

Вероятнее всего, что какие-то школьные трудности наблюдались у ребёнка и до каникул. Они могли касаться взаимоотношений с одноклассниками, непосредственно учёбы (неуспешность, трудности в усвоении учебного материала). В каникулы же подобные проблемы отсутствуют. Ребёнок живёт той жизнью, которая ему нравится гораздо больше, чем учёба: прогулки, игры, занятия, которые приносят удовольствие. Чем сильнее выражен контраст между теми эмоциями, которые ребёнок получает в школе и на каникулах, тем сложнее ему возвращаться после перерыва в школу, источнику негативных переживаний.

Поэтому важно понять, в какой помощи нуждается ребёнок, если основой его послеканикулярного поведения является вторая причина: не-
приспособленность к условиям школьного обучения.

Как помочь ребёнку

Дезадаптация может проявляться в различных сферах школьной жизни. Трудно даётся освоение школьных предметов? Не откладывая в долгий ящик, постарайтесь помочь маленькому ученику. Это могут быть систематические занятия самих родителей с ребёнком. Не видите положительных сдвигов или по какой-то причине не получается помочь ребёнку своими силами — подумайте о педагоге-репетиторе. Главное, чтобы количество неусвоенных знаний не становилось с каждым днём всё больше и больше. Приводить потом такой знаньевый хаос в порядок — дело не из лёгких.

Если ребёнку сложно даются какие-то предметы, то кроме помощи непосредственно по математике, чтению или письму, важно установить причину, отчего ребёнку трудно учиться. Причин может быть множество: от неорганизованности школьника до быстрой истощаемости нервных процессов, наличия хронических заболеваний. Если родителям трудно докопаться до первопричины учебных проблем, то необходима помощь специалистов: логопеда, психолога, врача.

Ещё одна сфера, в которой ребёнок может испытывать дискомфорт, — это общение. Прошло полгода, а у ребёнка до сих пор нет друзей в классе? Или он постоянно жалуется, что его обижают, или сам склонен к конфликтам в общении с другими? Очевидно, что такому малышу нужна помощь в налаживании отношений со сверстниками. Особенно необходима поддержка взрослых детям застенчивым, неуверенным в себе, тревожным или, наоборот, склонным к конфликтам и агрессии.

Разговаривая с ними о том, как прошёл школьный день, обязательно спросите про других детей, акцентируя внимание на позитивных моментах. Если вы заинтересованы в том, чтобы вашему ребёнку стало комфортнее среди сверстников, то попробуйте сами организовать такое комфортное общение для небольшой группы детей. Главное при этом быть именно организатором, который «ведёт» весь процесс общения, не пуская его на самотёк. Взрослый при этом определяет правила общения и следит, чтобы эти правила никем не нарушались. Содержание самого общения должно быть интересно для детей: соревнования, мини-походы, конкурсы, игры – от подвижных до настольных и компьютерных.

Если родителям сложно самим определиться, в чём именно причина сложной адаптации первоклассника в школе, то следует побеседовать с учителем, обратитесь к специалистам.

Не для всех приход в школу проходит легко и безболезненно, но разумная родительская любовь, внимание, понимание и поддержка взрослых, без сомнения, помогают малышу пройти непростой этап становления ученика.


Педагог-психолог высшей категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Перми
Сайт размещается на хостинге Спринтхост